Великобритания        24.10.2023   

В какой стране стеклянный мост в горах. Китайские дизайнеры решили, что трескающийся под ногами мост — это весело. А вот у туристов — панические атаки. Кто и как построил

Современные архитектурные возможности позволяют создавать удивительные постройки. Одна из них — «небесная тропа Китая», которая будоражит умы её посетителей уже несколько лет подряд!

Стеклянный мост в Китае где находится?

Самый длинный в мире стеклянный мост находиться в живописном месте — Гранд Каньон Чжанцзяцзе. Это место для строительства выбрали не случайно. Каньон сможет удивить всех туристов невероятными видами заката и рассвета. Высоту моста в 300 метров можно наблюдать через прозрачный пол архитектурного чуда! Это создаёт оптический обман, будто Вы ходите по воздуху — сделать первых шаг бывает очень непросто и страшно.

Район Чжанцзяцзе улинъюань (zhangjiajie) — фильм «Аватар» в реальном мире. Этот горный район сможет напомнить Вам пейзажи из фантастической, вымышленной планеты «Пандора», которая существует в кино вселенной фильма «Аватар».

Со стеклянного моста можно наблюдать прилегающие рядом заповедники и систему гор — Тяньмэнь. Эти районы — одни из первых природных заповедников в мире, что позволит туристам наслаждаться удивительной природой, сохранившейся ещё с ранних периодов становления государства Китай.

Описание стеклянного моста

Зная насколько может быть удивителен и разнообразный Китай, стеклянный мост в горах — совсем не кажется чем-то поразительным, но удивиться есть чем:

  • Высота прозрачного моста: 300 метров;

На нём располагаются удобные смотровые площадки и места для экстремального вида отдыха (с него можно спрыгнуть с банджи джампингом).

  • Ширина прохода: 6 метров.

Такая ширина не привносит трудности при передвижении по мосту, и создаёт ощущение отсутствия бортиков — Вы просто ходите «по воздуху» и ничего большего.

«Стеклянное небо Китая» — так ещё иногда называют эту архитектурную постройку века. Это имя связано с мифологией Китая. В китайских мифах, небо — символ божественности и силы. Тот, кто ходит по небу, — обладает невероятной магической силой.

Когда был открыт?

«Стеклянный аттракцион» (как его иногда называют китайцы) был открыт 20 августа, 2016 года. Сначала мост был открыт в тестовом режиме — не больше 600 туристов день и по предварительному заказу билета, но позже — эта мера была отменена и мост функционирует в стандартном режиме (800 туристов за один заход).


Постройка длилась более 5 лет. За время постройки погибло несколько рабочих. Их именами названы несколько гор (ранее не имели названия), которые видны со смотровой площадки. Поднимаясь по лестнице к мосту, Вы сможете узнать биографии эти рабочих — они написаны на специальных мемориальных табличках. Лестница имеет удобные поручни и контейнер со средствами для оказания первой медицинской помощи, который расположен через каждый 300 метров.

На церемонии открытия, глава городского округа Чжанцзяцзе торжественно разрезал ленточку — это событие стало национальным праздником для всей страны, а в Пекине — выпустили именную почтовую марку, в честь окончания стройки.

Протяжённость моста

Протяжённость составляет:

  • 430 метров.

Почти пол километра в районе Чжанцзяцзе стеклянный мост позволяет соединить между собой две туристические тропы. Сама по себе ходьба по нему — аттракцион, который вызывает удивление и необычное чувство свободы.

По всей длине туристы могут фотографии себя «парящих в воздухе» над пропастью.

Кто и как построил?

Леденящий душу и взор подвесной мост был построен по заказу китайского правительства. Стоимость заказа составила — 3,4 миллиона долларов. Законченный проект поставил сразу 10 мировых рекордов!

Начало стройки началось с установки специальных (архитектурных) опорных столбов, которые визуально выглядят очень лёгкими — это было задумано архитекторам специально. Такое решение позволяло ещё раз подчеркнуть эффект «парения над землёй» для туристов.

Прозрачный мост имеет основу в виде стальной рамы. На эту раму насаживались 120 стеклянных панелей для ходьбы (вместо традиционного асфальта). Материал изготовления таких панелей можно назвать «стеклом» лишь условно — материал гораздо крепче, но имеет схожую прозрачность со стеклом.


Вместе с тем, стеклянный мост в Китае трескается. Дело в том, что недавно в него были вмонтированы несколько экранов, который имитируют стекло. При прохождении по ним, под ногами туристов образуются голографические трещины и раздаётся заранее записанный звук разбитого стекла. Гид может не предупредить своих «подопечных» об этом, что вызывает настоящие, неподдельные эмоции шока, но это лишь часть аттракциона, чтобы развлечь посетителей. Чтобы мост по-настоящему треснул — человеческих усилий недостаточно, чтобы он треснул — (если поставить перед собой такую задачу) нужно применять специальные инструменты.

Толщина прочного прозрачного покрытия моста составляет 15 сантиметров и не уступает по своей прочности бетону. Ходить ногами по такому покрытию над пропастью — разрешается.

Архитектурно, «небесность» творения подчёркивается декоративно — функциональными элементами подвески стальной рамы, что придаёт необычности внешнему виду, и ещё больше добавляет прочности всей конструкции.

Меры безопасности

Меры безопасности на стеклянном мосту такие же как и на обычном, но с несколькими исключениями:

  • Запрещено использовать палки для селфи;

Эта мера предосторожности вызвана несколькими случаями утери их. Туристы, для красивых фотографий, выпячивали их за пределы бортов, порывистый ветер — уносил такие «инструменты для фото» от их владельцев под мост.

  • Брать с собой тяжёлый багаж;

Перед прохождением, вес Вашего багажа обязательно взвесят на специальных весах и попросят выложить тяжёлые предметы. После окончания туристического путешествия — предметы возвращаются их владельцам. Также, это вызвано тем, что 2015 году упущенный термос с наполненной жидкостью смог сделать микротрещину в месте стыка двух панелей. Технически это была не совсем трещина, а лишь отслоение одной из композитных частей панели, которое не представляло угрозу для жизни посетителей. Однако, было принято решение о запрете тяжёлой ручной клади.

  • Нельзя ходить с тростью.

Наконечники тростей могут засоряться мелкими камешками. Прочность таких камней (кварца) крайне велика — они могут оставить потёртости и царапины.

Как добраться до архитектурного шедевра?

Добраться можно несколькими способами и в несколько этапов — это:

  • На самолёте:

Китайские авиалинии осуществляют регулярные авиа перелеты с городов: Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Сиань, Чанша, Шэньян, .

  • Поездом;

С любого города идут поезда обычного типа. Рекомендуется, для более быстрого путешествия, рассчитать свой маршрут так, чтобы проехать максимальную дистанцию на скоростном поезде, а после — пересесть на обычный — так быстрее.

На автобусной станции Чжанцзяцзе приобрести билет в Гранд Каньон. Автобусы оснащены кондиционером и туристическими программами от гидов.

Приобрести билет на кассе или предъявить заранее приобретённый билет для пропуска в туристическую зону, которая включает в себя «небесное небо».

Мифы и факты о достопримечательности

  • Власти Китая скрывают число людей, которые выпали с моста.

Это не может быть правдой. Поскольку, самый длинный в мире мост — гордость китайской нации, — проводится учёт всех туристов. Сделано это с целью повысить безопасность и выявить (на ранней стадии) возможные проблемы в конструкции. Любой желающий журналист, пользуясь правом журналиста на информацию, может получить эти данные по первому же запросу к властям.

  • «Воздушная тропа Китая» дрожит при ходьбе.

Это чистая правда. Сделано это умышлено, чтобы снизить нагрузку на стальную раму. Некоторые отмечают, что именно от этого «страшный», подвесной мост и трескается, но это не совсем точно. Дрожание — амортизация, которая позволяет мосту быть более устойчивым к ветрам и к возможному изменению геологических особенностей местности (расстоянию между опорами).

В Национальном парке Чжанцзяцзе провинции Хунань завершилось строительство самого длинного в мире стеклянного моста. Сообщается, что конструкция очень прочная и может выдержать до 800 человек. /сайт/

Мост, расположенный на высоте 300 метров над землёй, соединяет две стороны большого каньона. Стеклянная конструкция протянулась на 430 метров в длину, ширина её составляет шесть метров. По словам строителей, стеклянное покрытие моста прошло около 100 испытаний на безопасность. Также проводили тесты на устойчивость к температурным изменениям и раскачке при ветре.

Стеклянный мост на ущельем. Фото: JOHANNES EISELE/AFP/Getty Images

Разработчиком проекта стала израильская архитектурная фирма Haim Dotan. «Благодаря своей стеклянной основе, мост Чжанцзяцзе будет выглядеть настоящей невидимой дорогой, уходящей в облака», - говорили про конструкцию дизайнеры.

Это уже не первый стеклянный мост в этом районе. В сентябре прошлого года в парке Чжанцзяцзе открылся другой стеклянный мост, который получил название «Мост смелых людей». Подвесная конструкция длиной в 300 метров расположилась между двумя утёсами на высоте 180 метров.

Раньше мост был деревянным, но для привлечения туристов решили сделать его полностью из стекла. Руководство парка ещё в 2014 году провело эксперимент, заменив небольшую часть моста на стеклянную. Итог эксперимента всем понравился, поэтому администрация решила поменять весь мост.

По словам инженеров, стекло толщиной в 24 мм абсолютно безопасно. Туристы могут даже прыгать по нему, если рискнут. Однако часто по нему проходят с закрытыми глазами или на четвереньках. Многие стараются не смотреть вниз, хотя можно полюбоваться на живописный вид находящихся внизу деревень.

Безопасны ли стеклянные мосты?

В парке Чжанцзяцзе есть ещё один стеклянный мост. Он находится на отвесной скале Тяньмэнь. Правда, он не качается над ущельем, а прикреплён к горе, но от этого мост не становится менее страшным. Прозрачное сооружение под названием «воздушная тропа» приглашает туристов полюбоваться видами парка с высоты 1 430 метров. Такая высота позволяет смотреть на некоторые горы сверху.

В октябре прошлого года этот мост треснул, чем очень напугал туристов. U-образный стеклянный мост не выдержал удара металлического термоса, который упал из рук одного из посетителей. К счастью, никто не пострадал, туристов удалось эвакуировать.

Официальные представители моста подтвердили, что «под воздействием внешней силы» на конструкции появились несколько трещин. Однако они заверили, что треснул только один из трёх слоёв стекла, поэтому опасности для людей не было.

Стеклянные мосты в других странах

Любители острых ощущений могут полюбоваться Большим Каньоном в американском штате Аризона со смотровой площадки, известной как «небесная тропа». Стеклянная площадка построена по проекту архитектора Марка Росса Джонсона в 2009 году.

Мост сделан в виде дуги, вынесенной за пределы скал на 20 метров. Здесь туристы могут в полной мере ощущать себя парящими над пропастью, поскольку полностью прозрачная конструкция находится на высоте более 1,2 километра. И перила, и пол моста сделаны полностью из стекла с высокой степенью прозрачности.

Участок со стеклянным полом есть на Тауэрском мосту в центре Лондона. Захватывающую панораму английской столицы можно увидеть, если подняться на пешеходную часть моста на высоту 44 метра. По сравнению с мостами, расположенными в горах, на Тауэрском мосту совсем не страшно.

В России пока подобных конструкций нет, однако у Москвы есть шанс в будущем приобрести свой «парящий мост». Стеклянное сооружение над Москвой-рекой есть в проекте парка «Зарядье». По плану, он должен соединить парк с набережной. Попасть на него можно будет через подземный переход.

Высота сооружения составит 140 метров. С моста откроется вид на Кремль, парк и центральные набережные. По словам руководителей проекта, мост начнут строить уже в этом году. Открытие самого парка «Зарядье» планируется в следующем году.


На юге Китая открылся очередной жуткий стеклянный мост над обрывом, по которому лишь самые смелые и отважные туристы проходят вдоль скалы к изрезанному пещерами склону горы.

Мост под названием «Извивающийся дракон», который ведет на гору Тяньмэнь, открылся для публики 1 августа. Длина стеклянной тропы - 100 метров, ширина - всего чуть более полутора метров. Перед взглядами туристов открывается поистине головокружительный вид на долину по другую сторону горной гряды. Мост нависает на высоте 1500 метров над землей. Это уже третий подобный мост на этой же горе. Совсем недавно он был обычной деревянной тропой.


Эта горная местность очень популярна среди туристов благодаря своим невероятным природным пейзажам, а также относительно новому аттракциону - стеклянным мостам.


На снимках видно, как первые посетители открывшегося моста аккуратно идут вдоль горы, держась за стену, некоторые стараются не смотреть вниз сквозь прозрачный пол и через перила.


Первый стеклянный мост в горах национального лесного парка Чжанцзяцзе открылся в ноябре 2011 года и с тех пор неизменно притягивает туристов, желающих попробовать, каково это - ходить по самому краю пропасти. Толщина стеклянного пола тогда составляла всего 2,5 дюйма (6 см), и посетители явно нервничали, когда ступали на него.


Второй стеклянный мост через каньон в национальном парке открылся в мае этого года. Сообщается, что его строительство обошлось примерно в 3,5 миллиона долларов.


Для тех, кто хочет ощущений поострее, здесь же можно прыгнуть в пропасть с тарзанки.


Сейчас стеклянные мосты - популярный тренд в Китае. Обычно местные власти их воспринимают как возможность увеличить приток туристов. Эти амбициозные проекты, как правило, представляют из себя мосты, тропы над обрывами или смотровые площадки.




Ниже - пять самых популярных конструкций со стеклянным дном в Китае.


Смотровая площадка со стеклянным полом расположена на территории знаменитого каменного леса Шилинь в 70 километрах от Пекина. Ее высота - 400 метров над землей, а площадь - 415 квадратных метров. Ее открыли в мае 2016 года.


Стеклянный мост на высоте 300 метров над каньоном Чжанцзяцзе в провинции Хунань должен был открыться в июле 2016 года. Его длина - 430 метров, высота - около 300 метров.


«Мост героя» пролегает на высоте 180 метров над землей и находится в национальном парке Шинючжай в провинции Хунань. Его открыли осенью прошлого года.


Горная тропа Юнтай длиной 260 метров проходит на высоте более 1000 метров над землей. Ее также открыли в сентябре 2015 года.


Стеклянная смотровая площадка Юньдуань расположена на высоте более 700 метров над землей. Она открылась летом 2015 года.

Вот, небольшое видео о том, как туристам удается ходить по таким мостам. Спойлер: им немного тревожно.

Стеклянный мост – это не только красиво, но еще и стильно. Так решили китайцы, и построили необычное стеклянное сооружение в провинции Хунань. После строительства моста с его помощью соединили две стороны гор, а также разыграли немало туристов.

Особенности моста

Этот мост считается самой длинной конструкцией на планете, сделанной из стекла. Его протяженность – 430 метров. А ширина составляет 6 метров. Мост подвешен на высоте в 380 метров. Также эта конструкция безопасна и оснащена по последнему слову техники.

Проект стеклянного моста и его возведение обошлись Китаю в 3,4 миллиона долларов. Мост состоит из 99 прочных и трехслойных частей. Под мостом простираются национальный парк и каньон. Пока экскурсии на объекте проходят в тестовом режиме.

Розыгрыши туристов

Сразу после открытия на неординарном мосту произошел забавный инцидент. Гид, который вел группу по конструкции из стекла, внезапно рухнул на колени и истошно завопил, а под его ногами возник визуальный эффект треснувшего стекла. Туристы опешили, но затем немного расслабились, ведь в их сторону по мосту спокойно шел прохожий.

Стеклянный мост в Китае треснул под ногами туристов (видео)

Оказалось, что мост оснащен интерактивными панелями, создающими эффект трещин, а также воспроизводящими необходимый для розыгрыша звук бьющегося стекла. Вот такие китайцы затейники.

Посещение моста

В день посмотреть на мост и пройтись по нему могут 8000 человек. Перед открытием сооружение тестировалось на прочность более 100 раз. Открытие достопримечательности произошло в 2016 году. Первое время люди дежурили возле кассы перед мостом ночами, чтобы купить билет на экскурсию.

Сейчас все привыкли к новому чуду инженерной мысли, и ажиотаж вокруг него немного стих. Одновременно пройти по мосту могут 800 человек. Но в целях безопасности пропускное число снизили до 600. Ведь сам мост охраняют около 200 охранников.

Объект открыт для посетителей с 7 утра и до 17 вечера. Часто, так бывает, что к 8 утра все билеты на стеклянный мост уже раскупают, поэтому стоит планировать экскурсию по нему заранее.

Цена билета примерно равна 140 юаням. Ребенок, рост которого ниже 1 метра и 30 сантиметров, может войти бесплатно.

Как добраться до стеклянного моста?

Город с мостом находится на юго-западе Пекина. Можно доехать туда на поезде. Выйти из вагона придется на станции Чжанцзяцзе. До этого места также возможно долететь от Пекина самолетом.

Каньон, над которым нависает стеклянный мост, от города расположен в 15 минутах езды. Добраться до него предпочтительнее всего на автомобиле, который не сложно взять в аренду.

На самом деле, мосты со стеклянными вставками, сквозь которые открываются головокружительные виды, — встречаются не только среди творений современной архитектуры. Казалось бы, можно ли представить что-то надежнее и основательнее Тауэрского моста в Лондоне, символа викторианской эпохи и процветания Британского королевства? Однако и здесь почва может уйти из-под ног — если подняться на пешеходную часть моста на высоте 44 метра, дойти до участка со стеклянным полом и посмотреть на автомобили внизу. Впрочем, сквозь окна тоже открываются захватывающие панорамы на Лондон — и они уж точно стоят того, чтобы заплатить за вход сюда скромную сумму: как на любой аттракцион, на два верхних пешеходных моста продают билеты и пускают далеко не всегда.

Примечательно, что вход на верхнюю часть моста был платным с самого начала, ведь Тауэрские «перемычки», спроектированные, как и вся конструкция, Хорасом Джонсом, не меняли своего положения ночью, когда автомобильную часть моста разводили. Однако рачительные лондонцы предпочитали дожидаться момента, когда мост сведут снова, чтобы воспользоваться бесплатными пешеходными тротуарами.

Дорогостоящее обслуживание лифтов не окупалось, и больше 70 лет дорога наверх была заказана, пока в 1982 году здесь не открылась выставка истории Тауэрского моста, работающая до сих пор. Причем сегодняшним посетителям — лишний бонус: поездка в новом лифте, у которого теперь тоже прозрачный пол.

Тем не менее, полностью стеклянный мост был построен уже в XXI веке. Одним из первых стал мост Лугнер в Вене архитекторов Bulant&Wailzer, названный так в честь австрийского миллиардера, который сделал себе состояние на строительстве. А мост, в свою очередь, служит входом в одноименный торговый центр.

И для Австрии — если не для всего мира — в 2005 году это был первый случай, когда стеклянные панели такого большого размера (2×5 м) удалось установить на стальном каркасе с помощью невидимых креплений, так, чтобы создавалось впечатление единой стеклянной поверхности — причем со всех четырех сторон.

Внутри моста находится популярный у местных и туристов ресторан — настолько, что даже в самое «мертвое» время здесь не находится свободного столика. Но с улицы это становится очевидно лишь по вечерам, когда стеклянное «нутро» заливает голубой свет.

Впрочем, если говорить об эффектной подсветке, настоящим шедевром в области светодизайна стал комплекс Yas Marina в ОАЭ — на полностью искусственном острове посреди Персидского залива рядом с Абу-Даби. В 2009 году здесь торжественно открыли трассу «Формулы-1» — и построенный прямо над ней гигантский отель, спроектированный Хани Рашидом из бюро Asymptote.

Два разновысотных корпуса отеля объединены огромным навесом длиной 217 метров, напоминающим по форме наполовину высунувшегося из воды кита, и навес этот полностью состоит из 5800 стеклянных панелей со встроенными светодиодами.

Диоды программируются с единого пульта и меняют цвет согласно заданному сценарию — поэтому отель и производит такое неизгладимое впечатление, если увидеть его вечером.

Но не менее интересным опытом окажется, конечно же, наблюдение за гонками. И лучшее место для этого — соединяющий отельные корпуса стеклянный мост: гоночный трек проходит прямо под ним.

Конструкцию со стеклянным криволинейным навесом — но, разумеется, в гораздо меньших масштабах, — возвели в 2010 году в столице Грузии. «Мост Мира» по проекту итальянца Микеле де Лукки появился между старым и новым Тбилиси.

Подробнее о мосте над рекой Мхтари, у которого из стекла сделана не только «крыша», но и ограждения на всем протяжении, мы писали . И, хотя одобрение проект вызвал не у всех, на сегодняшний день Мост мира — такая же городская «икона», как Собор Святой Троицы, обласканная вниманием туристов.

Собственно туристы, жаждущие зрелищ, и составляют основную целевую аудиторию стеклянных мостов. Помните поэтичные названия, которые мы перечисляли в начале? Так вот все эти мосты действительно существуют. Например, наверняка многие слышали про «Небесную тропу» над Большим Каньоном в Аризоне — смотровую площадку, построенную по проекту архитектора Марка Росса Джонсона и открытую в 2009 году.

Вот это аттракцион так аттракцион: мост в виде половине дуги, вынесенный за пределы скал на 20 метров, оказывается на высоте больше 1,2 км! И это как раз тот случай, когда из стекла сделаны и перила, и пол, причем из стекла особой прозрачности, с защитой от загрязнений.

Чтобы смотреть вокруг, так сказать, незамутненным взглядом, и ощущать себя парящим над пропастью. Что ни говори, а это, пожалуй, самый запоминающийся способ любования горами — если только вы не готовы взвалить на спину рюкзак, вооружиться ледорубом и кошками и отправиться покорять Эверест.

Неслучайно в Китае, на юге которого горные массивы особенно живописны, прогулки в воздухе над ущельями так популярны. Именно здесь, на территории национального заповедника Чжанцзяцзе, находится та самая «тропа страха», расположенная еще выше аризонской «Небесной тропы» — 1300 метров над уровнем моря.

И опять-таки стекло повсюду, единственная опора — склон горы, вдоль которого ведет тропа. Те, кто прошел ее от начала до конца, утверждают, что это были самые бесконечные 60 метров в их жизни.

Интересно, каково бы им пришлось на впятеро более длинном «Мосту смелых», открывшемся в провинции Хунань этой осенью. На прошлой неделе мы — для Китая это первый мост, целиком выполненный из стекла. Строители утверждают, что даже если пешеходы начнут на нем прыгать, — да что там прыгать: если даже стекло в конце концов разобьется, — ничего страшного не произойдет.

Мост вообще хотели строить из дерева, но неожиданно подсчитали, что панели из стекла толщиной 24 мм сделают конструкцию в 25 раз прочнее. И теперь на высоте 180 метров, над живописным ущельем между двух скал, простирается 300-метровый мост из стекла — отняв, таким образом, часть славы у другого моста, который откроется лишь через полгода.

Вот он должен был быть, действительно, самым длинным стеклянным мостом — и по совместительству самым высоким: 430 метров длина, почти 300 метров — высота. «Мост в облаках» протянется над китайской версией Большого каньона (вы же не сомневались, что она у них есть?) и будет состоять из 99 стеклянных пластин толщиной 5 см.

Итальянский архитектор Хаим Дотан, который спроектировал «облачную дорогу», утверждает, что на ней смогут одновременно находиться до 800 человек. А те, кому острых впечатлений после прогулки все еще будет недостаточно, будет предлагаться спрыгнуть с него вниз в технике «роуп-джампинг», привязав к себе веревку. Уж летать — так летать!

Жаль, что поблизости от Москвы таких живописных ущелий не найти. Тем не менее, есть шанс, что и в столице скоро появится свой «парящий мост». Эффектная V-образная конструкция, заметно выдающаяся над Москвой-рекой, есть в проекте парка в Зарядье, над которым в данный момент работает международная команда специалистов во главе с нью-йоркским бюро Diller Scofidio + Renfro.

Не знаем, как мост будет выглядеть в реальности, но на картинке он великолепен. А панорамы Замоскворечья, хотя и не могут конкурировать с горными пейзажами, тоже весьма привлекательны.

Так или иначе, было бы ошибкой говорить о стеклянных мостах только в контексте смотровых площадок. Например, стеклянные мосты и галереи все чаще встречаются в проектах жилых комплексов и кварталов. Здесь они выполняют свою прямую обязанность — связывают разные части и уровни комплекса воедино.

Показателен в этом смысле пекинский проект Linked Hybrid американца Стивена Холла. 9 корпусов (8 жилых и один гостиничный) соединяются между собой сразу на трех уровнях: на земле, под землей и в воздухе. И вот эти подвесные мосты фактически «сделали» квартал, обеспечив ему узнаваемый выразительный облик.

С точки зрения организации пространства мосты тоже играют большую роль: у Стивена Холла они работают как разнообразные общественные зоны. В одной зоне бассейн, в другой фитнес-клуб, в третьей кафе, в четвертой галерея... Возможно, в этой их двоякости и кроется суть названия — Linked Hybrid, «связанный гибрид». Но что особенно важно — всеми общественными пространства комплекса могут пользоваться и горожане.

В этой связи — а также в контексте, разумеется, стеклянных мостов — невозможно не вспомнить другой проект — и снова московский. Нашумевшие «Садовые кварталы», дизайн-код для которых разработал Сергей Скуратов, а все здания спроектировали видные российские архитекторы, находятся в активной стадии строительства. И с проектом Холла, как оказывается, у «Садовых кварталов» много общего.

Это и проницаемость общественных зон для горожан, и использование мостов как универсального «линка» между разноплановыми и разноуровневыми корпусами и общественными пространствами. А стеклянными мосты сделаны, чтобы полностью раствориться в окружении и не отвлекать взгляд от довольно редкого для Москвы собрания качественной архитектуры в одном месте.

Наконец, вы, наверное, успели обратить внимание, что абсолютно все мосты в нашей подборке — пешеходные. Но поверьте: дело совсем не в том, что стеклянная поверхность не выдержит веса автомобиля. Просто стекло, будучи частью моста, открывает для пешехода новые уровни связности — не между точками А и Б, а между нашим внутренним миром и внешним, между нами и новыми впечатлениями. Стекло словно дает мосту третье измерение, которое не разглядишь в окно машины. И только почувствовав землю ногами — можно от нее оторваться.

Фото Rupert Steiner, Wikimedia, Asymptote, Skuratov Architects, DS+R, Steven Holl Architects